22.12.2018
Полет дрона длился всего несколько секунд и завершился падением в сугроб. Сама машина, кроме винтов, практически не пострадала.
«Бартини дизайн» разрабатывает электрический летательный аппарат вертикального взлета и посадки, который готовится к перевозке пассажиров в России и за рубежом.
Аппарат взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, далее машина летит как самолет. Приземление происходит в обратном порядке. Взлет, поддержка в воздухе и перемещение осуществляются за счет парных винтов, закрепленных на осях, – это эффект Бартини, названный в честь итальянского авиаконструктора.
Прототип изготовил центр прототипирования «Кинетик» НИТУ МИСиС в мае 2018 г. Он вдвое меньше будущего варианта, его длина около 1 м (автомобиль примерно около 2 м в длине), весит 60 кг, скорость – 200 км/ч. Корпус – из углепластика, оси – из стали, питание от литиевых батарей. Аппарат управляется дистанционно, к нему прикрепляется транспондер для регистрации полета в системе гражданской авиации. Прототип много раз успешно испытывался. Стоимость прототипа – 12 млн руб. Прототип – это дрон, внешне он сильно отличается от дизайна аэротакси «Бартини», представленного на сайте компании: у дрона нет посадочных мест, нет колец вокруг роторов.
Аэротакси будет поставляться в двух версиях – для двух и четырех пассажиров, стоимость составит $200-400 тысяч, стоимость полета – $8-10. Аппарат сможет летать в беспилотном режиме, но первая версия будет пилотной. Время полета 30 минут, далее потребуется зарядка батарей (от нескольких минут до 4 часов ). Для зарядки будут построены хабы, откуда аэротакси будут перевозить пассажиров.
Гендиректор Центра прототипирования «Кинетик» НИТУ МИСиС Владимир Пирожков прокомментировал ситуацию:
«Такие машины не должны управляться с пульта, как это вы видели, а должны управляться роботом. Только когда такой робот будет разработан, можно будет научить людей на них летать. А это еще большой вопрос – научить людей летать. Не в машине дело, важно научить человека не бояться оторваться от земли хотя бы на два метра. Мы же существа плоские, мы не умеем летать. Роботы летают гораздо лучше, чем люди».
Такой робот пока не разработан, но, возможно, за пару лет он будет сделан для «Бартини». В МГУ заканчивается работа над алгоритмом «полет стаи»: когда сто беспилотников одновременно выполняют какие-то движения, как стая. В этом алгоритме три формулы взаимодействия – на расстоянии между беспилотниками; между беспилотником и землей; между беспилотниками и точкой назначения полета. Для формирования стаи необходимы три вещи: нужно двигаться с той же скоростью и в том же направлении, что и соседи, необходимо избегать соударений с ними, но оставаться рядом. Когда этот алгоритм будет внедрен, можно будет говорить о начале эры беспилотных аэротакси. Пирожков уверен: лет через двадцать мы пересядем с автомобилей в аэротакси, как сто лет назад пересели с лошадей на автомобили.