03.06.2018
Porsche временно остановил продажи некоторых моделей в Европе из-за несоответствия машин новым экологическим требованиям, которые вступят в силу в сентябре этого года. Модели Cayenne и Panamera доступны для предзаказов, но, по информации издания Frankfurter Allgemeine Zeitung, автомобили появятся не раньше марта 2019 года. Производитель спорткаров стал первой ласточкой грядущих перемен: жесткие ограничения по объему вредных выбросов способны изменить рынок и дать зеленый свет транспорту на альтернативном топливе.
В 2015 году исследователям из Университета Западной Вирджинии (WVU) удалось поймать за руку крупнейшего в мире производителя автомобилей, группу Volkswagen, в которую входит Porsche. Выяснилось, что дизельные автомобили концерна оснащены хитроумным программным обеспечением, позволяющим распознать тестовый режим и кратковременно снижать токсичность выхлопа. Таких машины было выпущено более 11 млн. Масштаб обмана сделал его одной из крупнейших афер века, а последовавший скандал получил название «Дизельгейт» — по аналогии с Уотергейтским скандалом, закончившимся отставкой Ричарда Никсона. Свой пост был вынужден оставить генеральный директор автоконцерна Мартин Винтеркорн.
Год спустя немецкий журнал Focus провел расследование и выяснил, что крупнейшие производители — Audi, Volkswagen, Ford, Daimler — предпочитают сертифицировать автомобили в Люксембурге, Нидерландах или на Мальте. Это явление журнал окрестил «сертификационным туризмом». По мнению издания, связано оно с тем, что в этих странах сертификацией занимаются частные фирмы, а проводимые ими тесты едва ли можно считать объективными и независимыми.
Вскоре после этого немецкая НПО Deutsche Umwelthilfe обнаружила, что содержание оксида азота (NOX) в выхлопе автомобиля Opel Zafira меняется в зависимости от режима проведения испытаний. Затем под подозрения попал американо-итальянский альянс Fiat Chrysler (FCA), наконец, лавина Дизельгейта накрыла Mercedes-Benz, BMW, Renault, Nissan и Suzuki. Часть компаний начали отзыв автомобилей не дожидаясь судебных исков.
Скандал выступил катализатором процессов, которые и без того назрели: в 2011 году исследовательский центр Европейской комиссии опубликовал исследование, согласно которому в условиях реальной эксплуатации дизельные автомобили превышали нормы по выбросам NOX в три с половиной раза. Дело в том, что стандартный испытательный цикл New European Driving Cycle, определяющий паспортные характеристики транспортных средств, хоть и заключает в своем названии слово «новый», был принят в далеком 1970 году. К примеру, он предусматривает разгон до 50 км/ч за 26 секунд. Большинство современных машин за это время преодолеют отметку 100 км/ч. Не удивительно, что в таком травоядном режиме не самые чистые двигатели показывают значения, укладывающиеся в стандарт Евро-6.
Но что если их как следует пришпорить? Это покажет Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure (WLTP) — новая испытательная процедура, разработанная под эгидой ООН в 2014 году. Тест учитывает современные реалии и манеру езды: например, вдвое выросла дистанция и в полтора раза увеличилось максимальное ускорение. Кроме того, 44% времени автомобиль разгоняется и достигает скорости 130 км/ч.
WLTP сводит на нет традиционные уловки производителей, например, система start-stop, отключающая двигатель во время остановки, уже не позволит набрать баллов. А чтобы автоконцернам было неповадно калибровать силовые установки специально под стендовые испытания, WLTP будет дублироваться RDE (Real Driving Emissions) — проверкой машины на трассе с использованием портативного газоанализатора. Условия RDE еще жестче: перепады температур от -7 до +35, скорость до 160 км/ч. Тестироваться будут не только «пустые» комплектации автомобиля, но и самые навороченные — а, значит, более тяжелые.
Согласно данным FAZ, компания Porsche попросту недооценила объем работ для соответствия новым требованиям. Бензиновые двигатели придется оснастить фильтрами для улавливания твердых частиц, а мощные дизельные установки — комбинированной системой, включающей не только впрыск присадки AdBlue, но и накопительный нейтрализатор.
Рамки дозволенного для производители двигателей внутреннего сгорания постоянно сужаются: если в 2015 году среднее значение эмиссии углекислого газа по всем проданным моделям компании не должно было превышать 130 г/км, то к 2020 году — 95 г/км. Концерны вынуждены вкладывать все больше средств в разработку новых систем очистки выхлопных газов. Это не только делает машины с ДВС все дороже, но и, по сути, лишает их долгосрочной перспективы. Понятно, что экологические требования год от года будут только ужесточаться, а потенциал для модернизации моторов вскоре будет исчерпан.
В этих условиях практически все крупные производители стремятся расширить линейки машин на альтернативном топливе. Концерн Volvo объявил, что уже с 2019 года все машины марки будут оборудованы электродвигателем в качестве основного или в дополнение к ДВС. Volkswagen делает ставку на природный газ: в 2017 году концерн стал участником соглашения о развитии сети заправок со сжатым природным газом на территории Германии.
Новые требования будут действовать не только в Евросоюзе, но и Китае, Индии, Южной Корее, Австралии и ЮАР — на всех крупных автомобильных рынках, за исключением США. Американцы планируют разработать национальный регламент. Если учесть отставание России от Европы в экологических требованиях к транспорту (стандарт Евро-5 заработал в 2008, у нас — в 2016 году), можно предположить, что тесты WLTP/RDE станут обязательными примерно через 10 лет.