08.08.2018
История этого проекта началась в 2013 году, когда выпускник факультета информационных технологий МГУ и факультета менеджмента нижегородского НИУ ВШЭ Дмитрий Арсентьев пытался собрать в гараже аэробайк. Идея пока остается мечтой, зато наработки Дмитрия легли в основу его стартапа «Авиарешения». Два года назад компания получила €1,9 млн инвестиций на создание промышленного беспилотника, а в 2017-м начнет зарабатывать на своем изобретении. Дрон весом в полтонны поможет сельхозпроизводителям экономить до 75% на химобработке полей, а транспортным компаниям — быстро доставлять груз в труднодоступные места Сибири и Дальнего Востока.
В феврале 2014 года в Казани появился первый в России частный технопарк для инженерных стартапов — Navigator Campus. Дмитрия Арсентьева пригласили на открытие как потенциального резидента, хотя всё, что у него было, — видео с тестовым запуском аэробайка, который он собрал в собственном гараже в Чебоксарах. Чтобы оборудованный роторами «летающий мотоцикл» не лег на бок и не упал, его приходилось привязывать к кольям, закрепленным в земле.
— Мы посмотрели ролик и подумали: интересная задумка, но кто же в здравом уме полезет на такой байк? Человек должен был садиться между крутящимися винтами, при этом стабилизации почти никакой, как и кабины пилота. Нам смотреть было страшно, не то что представить себя на за рулем или на месте пассажира, — вспоминают бывший начальник конструкторского бюро Казанского авиазавода Марат Сабиров и экс-главный инженер САПР-систем опытно-конструкторского бюро А. Н. Туполева Наиль Зиннуров.
Инженеры решили развивать идею вместе. Арсентьев перебрался в Казань и вместе с Сабировым и Зиннуровым проводил всё свободное время в Navigator Campus. Они хотели собрать полномасштабную модель аэробайка и продумать системы стабилизации, чтобы аппарат не кренило.
Позже стало ясно: получается не мотоцикл, а универсальная авиаплатформа вертикального взлета-посадки, которую можно использовать для перевозки больших грузов. Очередной прототип, который весил 1,5 кг, тестировали в июне 2014 года. Винты всё еще раскачивали и кренили аппарат, так что отвязывать его не решились.
Зато доказали себе, что концепция устройства с двумя маршевыми и несколькими рулевыми двигателями имеет право на существование. Идея такова: мощные роторы поднимают аппарат в воздух, а поддерживающие винты по сторонам, более простые в управлении, корректируют положение в воздухе.
Зиннуров и Сабиров бросили аспирантуру. Интересная работа в «Авиарешениях» не шла ни в какое сравнение со скучным корпением над диссертацией. Сабиров уверяет, что «это даже не работа, а что-то среднее между ярмаркой и вечеринкой».
Первое время Арсентьев вкладывал в проект собственные средства, но чем дальше продвигалась работа, тем больше требовалось денег. Инженеры решили искать финансирование на стартап-конкурсах. Так, во время Generation S Дмитрий познакомился с представителями фонда FPI, который специализируется на промышленных инновациях. Фонд вложил в «Авиарешения» 1,9 € млн. Получив инвестиции, разработчики уволились с основных мест работы, переехали в казанский технопарк «Химград» и наняли сотрудников. Сегодня над проектом работают 25 человек.
— Тогда модель аппарата выглядела совсем непрезентабельно, но и она уже демонстрировала, что инженеры смогли решить фундаментальные проблемы мультикоптеров, — рассказывает партнер FPIРодин.
Другой партнер FPI, Александр Тимофеев, стал гендиректором стартапа. Когда фонды помогают наукоемким компаниям на ранних стадиях, они часто предлагают такой вариант «подстраховки»: слишком велика цена ошибки.
К тому моменту «Авиарешения» придумали систему стабилизации, которая хорошо работала на прототипах. Теперь ее нужно было приспособить для решения с большой грузоподъемностью. Разработчики стали думать, как «научить» беспилотник поднимать и перевозить по нужному маршруту грузы от 100 кг.
Модель стабилизационной платформы, получившую название FLYP, и беспилотник сделали к сентябрю 2015 года. Несколько месяцев их тестировали в технопарке, а зимой — в открытом поле недалеко от Казани. Аппарат, ориентируясь по GPS, должен был описать букву М. Когда беспилотник поднялся в воздух, его крутило и сносило ветром, скорость которого достигала 9 м/с. Но аппарат всё же вышел на заданную траекторию и прошел маршрут.
Каждый прототип — «летающая лаборатория»: регламентов сборки беспилотников с FLYP нет. Они появятся перед запуском серийного производства.
Первым рынком для внедрения аппаратов выбрали сельскохозяйственный, поэтому сейчас конструкторы занимаются версией платформы для авиахимработ. Сотрудники производителя химсредств для защиты растений «Август» объяснили инвесторам «Авиарешений», какой именно дрон нужен на рынке: простой в использовании, с большой грузоподъемностью и с защитой от взломов, потому что рабочие воруют препараты. Опыление растений обходится в 2 000–15 000 рублей на гектар ежегодно. Из-за краж реагентов расходы часто превышают запланированные на 10–15%.
Владельцы полей уже присматривались к дронам, рассказали предпринимателям в «Августе», но те аппараты поднимают лишь десятки килограмм, а стоят дорого: сотни тысяч долларов.
Арсентьев, Зиннуров и Сабиров сделали на основе платформы FLYP мультикоптер. Площадка для запуска выдвигается из переоборудованного 20-футового морского контейнера. В системе два беспилотника: пока один заправляют, другой облетает поле. Подготовка дрона занимает максимум полчаса. В бак нужно залить бензин, а в контейнеры для реагентов — воду: порошок засыпают заранее и блокируют крышки так, чтобы исключить кражи. Ничего сложного, тем более что маршрут полета рассчитывают заранее, а задают дистанционно. Каждый беспилотник поднимает до 150 кг груза.