28.08.2018
Британский автопроизводитель Rolls-Royce представил концепт летающего автомобиля EVTOL на авиасалоне «Фарнборо».
Аппарат на электрической тяге с вертикальным взлетом и посадкой (electric vertical take-off and landing — сокращенно EVTOL) оснащен четырьмя винтами и гибридной установкой M250. Работая на газу, она способна выдавать до 500 кВт мощности на шесть пропеллеров (четыре на крыльях, по одному на каждом из двух килей). Планируется, что это позволит развивать скорость в 400 км/ч при дальности полета до 800 км.
Судя по фотографии, самолет взлетает, установив вертикально винты на крыльях и килях, а потом поворачивает их в горизонтальное положение, чтобы лететь как самолет. Предполагается, что аппарат можно будет модифицировать для использования как в личных целях, так и в качестве коммерческого грузового или пассажирского транспорта, а также для военных.
В отличие от анонсированных ранее дронов, например Airbus, на модель Rolls-Royce планируется ставить не электрический, а гибридные двигатели, что потенциально обеспечивает большую грузоподъемность и дальность полета. Правда ценой экологичности и привязки к заправкам. Серийное производство планируется начать в 2020 году.
Предполагается, что в отличие от существующих самолетов и вертолетов, дроны смогут перевозить пассажиров без их участия. При этом производители часто предпочитают модели на электродвигателях, чтобы максимально соответствовать предполагаемому «зеленому» будущему. Однако пока это негативно сказывается на размерах и характеристиках разрабатываемых моделей — просто не существует достаточно емких батарей.
Uber Elevate. Кто больше всех заинтересован в создании такси нового типа? Uber вложил €20 млн в запуск программы Uber Elevate по разработке летающего такси. Компания разрабатывает свой аппарат с вертикальным взлетом и посадкой совместно с NASA. Звучит отлично, но оценить на практике можно будет только в 2020 году, а сейчас компания подыскивает возможные места для взлетно-посадочных площадок в Лос-Анджелесе, Дубае и Даллас/Форт-Уэрт (аэропорт штата Техас).
Ehang 184. В 2016 году на CES китайская компания показала дрон Ehang 184, который способен поднимать до 118 кг с помощью 8 винтов, приводимых в движение электродвигателями мощностью до 142 лошадиных сил. Максимальная дальность полета составляет 18 км, высота — 3,3 км. Планируется на его базе запустить беспилотное такси в Дубае. Сейчас идет создание и сертификация двухместной версии.
Surefly. Американская компания Workhorse в июне 2017 года представила летающий аппарат Surefly. Он использует гибридную установку — бензиновый генератор снабжает электричеством электромоторы и резервный аккумулятор, рассчитанный на 5 минут полета. Грузоподъемность дрона 180 кг, скорость до 110 км/ч, а дальность полета до 100 км. Пока нет данных о его испытаниях, но сертификация ожидается уже в 2019 году.
Airbus. В этом году стало известно о модели Alpha One компании Airbus. При массе 744 кг и габаритах 6,1х5,6 м она вмещает только одного пассажира. Авиастроительная корпорация планирует ее доработать, пока проведены только первые летные испытания. Серийное производство планируется в 2021 году. Модель также предназначена для вертикального взлета и посадки — крылья с пропеллерами разворачиваются из вертикального положения в горизонтальное после взлета.
Существующие модели. Существующие модели дронов на электрической тяге пока поднимают максимум одного человека, требуют управления и обладают более скромными характеристиками. Например, Hoversurf, созданный в России Александром Атамановым, не имеет даже кабины. Максимальная скорость 70 км/ч, а время полета 25 минут. Дрон Flyer компании Kitty Hawk, созданной сооснователем Google Ларри Пейджем, выглядит более впечатляюще, но также одноместный, а разогнаться может только до 32 км/ч.
Aston Martin. В Фарнборо концепт персонального летающего автомобиля верхнего ценового диапазона представил еще один автомобильный бренд — Aston Martin. Однако кроме красивых картинок данных о модели пока нет, компания сообщила только то, что делает ее в партнерстве с Rolls-Royce (опять гибридная электрическая установка), университетом Крэнфилда и Cranfield Aerospace Solutions.
Осталось проверить, смогут ли инженеры превратить дроны из одноместной игрушки в повседневный транспорт.