16.08.2018
Американская компания Transit X в 2019 г. начнет строительство так называемых «летающих солнечных капсул» – транспортной системы, способной заменить традиционные средства передвижения и избавить города от загрязнений и пробок. Проект будет запущен в нескольких городах на Филиппинах. В Бостоне (штат Массачусетс, США), где находится штаб-квартира компании, в том же году появится демонстрационная версия. Об этом сообщил генеральный директор компании Майк Стенли во время воркшопа «Жизнь на одной планете» в Москве.
«Летающие солнечные капсулы», или Transit X, – транспорт, который, по утверждению его создателей, может заменить автобусы, поезда, автомобили и грузовики на коротких рейсах. Капсулы снаружи покрыты солнечными пластинами, те питают два электродвигателя, которые приводят в движение небольшие колеса (15 см) по узкой колее (30 см) стальных рельсов. Рельсы сверху, капсулы – снизу. Рельсы уложены на волоконно-композитные опоры, установленные на расстоянии 23 метров друг от друга. Это подвесной транспорт, движущийся по рельсам, а не по дороге. Внешне напоминает современный фуникулер на горнолыжных трассах с большим количеством кабинок. Кабины, каждая из которых перевозит от одного до пяти человек, курсируют над городским транспортом. Пункты назначения вводятся с помощью смартфона или в киоске перед посадкой. Пассажиры садятся в капсулы на остановках, капсула взлетает и курсирует без остановки до посадки в пункте назначения. Все движение полностью автоматизировано. Максимальная пропускная способность линии Transit X – 21 600 человек в час. Это примерно в 2 раза меньше, чем пропускная способность Сокольнической линии московского Метрополитена, но в 2-3 раза больше, чем у линии трамвая.
Капсулы будут на 100% питаться солнечной энергией, не производя никаких загрязнений окружающей среды – ни выбросов углекислого газа, ни шума. Фотоэлементы будут заряжать капсулы энергией прямо на дороге: не надо останавливаться, чтобы заправиться горючим. Поэтому это будет непрерывное движение со скоростью 72 км/ч вдоль основных дорог и со скоростью в 242 км/ч вдоль автомобильных магистралей или железных дорог. Скорость будет выше, чем у автомобилей и поездов, что позволяет Transit X говорить: «Наши капсулы действительно летают». Энергия, не использованная при движении, хранится в больших батареях, находящихся внутри опорных столбов. Если солнечной энергии окажется недостаточно, Transit X станет использовать другие источники возобновляемой энергии.
Transit X надеется сделать города чище и более зелеными. Черный асфальт может быть вытеснен лентой движущихся солнечных капсул, которая объединит город, а дороги или их часть может заменить газон. Кроме того, этот транспорт способен доставлять пассажиров прямо к дому.
Проект финансируется из средств Transit X, без участия государства. Компания получила финансирование от инвестиционного банка Jefferies и индийских инвесторов, сообщил «Инвест-Форсайту» Майк Стенли. Капитальные затраты на проект составляют приблизительно $4 млн за км, включая капсулы, линию, станции, развязки, объекты технического обслуживания и операционные центры, а также затраты на планирование, выдачу разрешений и оценку воздействия на окружающую среду. Капитальные затраты у скоростного трамвая или наземного метро значительно выше и составляют $160-300 млн за км. Капитальные затраты Transit X являются низкими из-за того, что тратится меньше материала, ниже стоимость строительства и нет расходов на выкуп (аренду) земли.
Transit X получила разрешения для строительства и эксплуатации вдоль дорог к настоящему времени в двух городах на Филиппинах – это Сан-Матео (San Mateo) и Илиган (Iligan), сообщил «Инвест-Форсайту» Майк Стенли. Компания обратилась с предложением по внедрению нового транспорта в 20 муниципалитетов Филиппин. Разрешения для строительства в Леоминстере, возле Бостона, где находится штаб-квартира Transit X, будут получены после дополнительных исследований.
Уровень безопасности Transit X сравним с коммерческими авиакомпаниями. Transit X использует материалы и технологии, чья надежность уже доказана в промышленности.
«Мы избегали более рискованных технологий, таких как магнитная левитация, эвакуация по трубам или ультравысокая скорость», – говорится в Handbook Transit X.
Описанные риски напоминают знаменитый проект Hyperloop Илона Маска. Hyperloop будет перевозить пассажиров в специальных поездах по тоннелям со скоростью более тысячи километров в час. Transit X состоит из десятилетиями проверенных колес на стальных рельсах, капсул из углеводородного волокна, композитных столбов и системы управления безопасности.
CEO компании Майк Стэнли – основной разработчик системы Transit X – начал конструировать автономных роботов в начале 1980-х, когда ему было 11 лет; он занимал руководящие и инженерные должности в нескольких технологических компаниях в Бостоне. Отвечающий за безопасность и развитие Transit X Евгений Нишинага (Eugene Nishinaga) 40 лет разрабатывал инженерные системы безопасности, в том числе в Bay Area Rapid Transit (система скоростных электропоездов, соединяющая агломерацию городов Сан-Франциско) и Моргантаунс PRT.
Сравнивая свое изобретение с электрокаром, автомобилем будущего, в Transit X отмечают, что электрокары слишком медленно внедряются и слишком дороги. Кроме того, они так же, как традиционные авто, будут увеличивать трафик на дорогах, особенно в мегаполисах. Цены на билеты в летающие капсулы будут сравнимы с ценами на автобус и дешевле, чем билет на скоростной поезд. И электромобиль, и скоростной поезд, по словам Майка Стенли, – довольно дорогой транспорт.