13.03.2018
В крупных мегаполисах проблема автомобильных пробок становится все острее. Не помогают ни новые расширенные магистрали, ни «зеленые улицы» светофоров, ни подземные переходы для пешеходов. Часто бывает, что человеку в час пик проще добраться из одного конца города в другой на метро. Или на трамвае. Метро – подземный вид транспорта. Оно есть не во всех крупных городах. Строить метро дорого, да и не всегда возможно по ряду причин. Трамваи же, как троллейбусы и автобусы – такие же участники наземного дорожного движения, как и другие транспортные средства. Только менее скоростные и маневренные. Но, оказывается, уже создана альтернатива метро как наиболее «массовому» общественному транспорту.
В китайском мегаполисе Циньхуандао (провинция Хэбэй) на улицы вышел так называемый надземный автобус TEB-1 (Transit Elevated Bus).
Уникальность этого вида общественного транспорта состоит в том, что ширина автобуса позволяет автомобилям спокойно проезжать под ним, а пассажиры располагаются в салоне над проезжей частью. Пока запущен в эксплуатацию только один модуль ТЕВ-1. Ширина его колеи – 8 метров, то есть как минимум две «полнометражные» транспортные полосы. Высота проема между колесами – 5 метров. Вполне достаточно для проезда легковых автомобилей. Длина модуля, в котором одновременно могут поместиться до 300 пассажиров – 22 метра.
Передвигается надземный автобус по специальным рельсам по краям городской транспортной магистрали, поэтому логичнее было бы назвать его трамваем.
Тем более что оснащен он электродвигателями, которые по «трамвайному» принципу питаются от городской электросети сети.
Для удобства пассажиров на протяжении маршрута построены остановки на уровне входных дверей, а сам модуль ТЕВ-1 обустроен специальными выдвижными помостами.
Конструкторская разработка наземного автобуса привлекла широкое внимание еще в 2010 году на 13-ой международной выставке «Экспо» в Пекине (Китай). Тогда же было положено начало осуществления проекта, который, по предварительным расчетам специалистов, смог бы во многом решить транспортную проблему мегаполисов и при этом обошелся бы гораздо дешевле, чем строительство метро.
Стоит отметить, что впервые данный концепт надземного автобуса был предложен американскими архитекторами Крейгом Хотгетсом и Лестером Уокером еще в 1969 году. Тогда его отнесли к проектам городского транспорта «далекого будущего». Но, видно, для нас оно уже наступило, потому что китайские разработчики не собираются останавливаться на достигнутом и собираются присоединить к уже передвигающемуся по улицам Циньхуандао модулю еще несколько вагонов. Благо, пассажиров в Китае хватает.