Критический металл электромобильности

23.10.2018

Критический металл электромобильности

Проектирование и выпуск авто на электротяге растет, словно снежный ком, скатывающийся с горки. Но, с увеличением производства электродвигателей, растет и потребность мира в добыче редкоземельных элементов.

 

В частности, на мировых рынках все больше стал ощущаться дефицит такого лантаноида, как неодим – серебристо-белого редкоземельного металла, необходимого для создания постоянных магнитов, используемых в электрических силовых установках.

Сегодня неодим, как и литий, главным образом, добывают в Китае. Невзирая на то, что его месторождения есть в США, Казахстане, Украине, Австралии, Бразилии, Индии и Скандинавии, Китай является основным экспортером неодима.

 

Еще два десятилетия назад эту роль играло США и Австралия. Но с появлением на рынке китайских «горнодобытчиков», цены на редкоземельные элементы начали прыгать, словно горные лани. В итоге, Америка и Австралия отступили, позволив Китаю стать практически монополистом.

Хрупкость данной ситуации особо четко проявилась в 2011 году, когда Китай из-за политического кризиса с Японией, неожиданно приостановил поставки всех редкоземельных элементов. Из-за данного кризиса цены на мировых рынках взлетели, и с тех пор постоянно растут.


Именно поэтому, не дожидаясь перебоев с поставками неодима, ученые из Национальной лаборатории Министерства энергетики США Oak Ridge National Laboratories принялись срочно изобретать технологию добычи этого металла из старых вещей. Для этих целей они взяли в переработку отработанные жесткие компьютерные диски, в которых есть немало неодима.

 

Пока их технология только проходит испытания, но если ее эффективность окажется такой, какой ее ожидают, то утилизация еще одного вида мусора сможет стать экономически полезной. Ведь, по прогнозам ученых, просто переработав 35% жестких дисков, ежегодно попадающих на свалку, можно добывать около 1000 тонн неодима.


Впрочем, автопроизводители и сами уже осознав надвигающуюся угрозу, стали прикладывать усилия, дабы не попасть в зависимость к Китаю.


Недавно Toyota анонсировала создание термостойких магнитов, в которых 20% от общего количества неодима заменили церием и лантаном, редкоземельными элементами, спрос на который гораздо ниже. У Nissan в его гибридной силовой установке e-Power и вовсе на 70% уменьшен объем используемых редкоземельных металлов.

 

Еще дальше пошли Tesla и Volkswagen, которые вкладывают много средств в разработку асинхронных двигателей, в которых уже очень мало каких-либо редкоземельных элементов.

Но  так поступают далеко не все производители  и эксперты прогнозируют увеличение спроса на различные лантаноиды. По их предсказаниям, в ближайшее время критическим ингредиентом для производства электромобилей станет неодим.





Автор: Татьяна Федорчук Источник Просмотров: 23
Интересно? Поделись!

Теги: электромобиль, электродвигатели
Категория: Новости мира техники
uCoz